• Головна
  • Практикум выживания «Экология души». Дети подземелий
12:20, 23 січня 2015 р.

Практикум выживания «Экология души». Дети подземелий

Вот уже второй месяц мы с вами совместно ищем рецепты выживания в той крайне напряженной ситуации, в которой все оказались. Надеюсь, что те советы, которыми поделилась в рубрике «Практикум выживания «Экология души» наш постоянный собеседник, арт-терапевт, врач-невропатолог Елена Касяненко, кому-то помогли адаптироваться в нынешней реальности.

Сегодня, после недолгого мирного перерыва, обстановка снова стала очень сложной, и от регулярных обстрелов города страдают прежде всего дети. Они, как маленькие старички, знают, что нужно делать при первых же залпах, что нужно брать с собой в подвал, где можно укрыться в случае обстрела. «Дети подземелий» - эта фраза всегда приходит в голову, когда наблюдаешь за собравшимися в подвале детьми. Первое время они сидят притихшие, а затем возраст берет свое, и они начинают шумную возню, устраивают игры, если позволяет помещение, рисуют цветными мелками на стенах или же увлеченно играют в компьютерные игры.

Но военная обстановка с ее постоянными стрессами не может не сказаться на неокрепшей детской психике. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку пережить это время и преодолеть все страхи и кризисные ситуации. О том, как это сделать, мы беседуем с руководителем городского методического объединения практических психологов отдела образования, психологом высшей категории, практическим психологом УВК № 8 Светланой Дацуновой.

- Светлана Анатольевна, еще не было таких ситуаций, когда такое огромное количество людей переживало так долго хронический стресс, который накапливается и не уходит. Обстрелы, разрушенные дома, отсутствие денег, жилья – все это переживают не только взрослые, но и дети. Вы, как человек, постоянно работающий с детьми, понимаете, что многие из них, уже находятся в кризисном состоянии. Как вовремя распознать кризис? Что должно заставить родителей волноваться?

- Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Кризисы бывают различные: развития, утраты и разлуки, морально-этические и травматические. Последние актуальны в наше неспокойное время. Травматический кризис вызван переживанием ребенком ситуации войны, терактов, стихийных бедствий, любых форм насилия.

Дети, пережившие травму, становятся рассеянными, у них ухудшаются память, внимание. Эмоциональное напряжение влияет на физическое здоровье, приводит к возникновению психосоматических нарушений, расстройств, болезней на «нервной почве». Чаще всего это проявляется в высоком уровне эмоциональных реакций (например, агрессивность, плач, слезливость). Дети отказываются общаться, предпочитая одиночество. Многие дети значительно набирают или теряют вес за короткий период времени.

Если такие признаки травматического кризиса у ребенка уже наблюдаются, родителям следует воспользоваться одним из пунктов моих рекомендаций «Как уберечь ребенка от психологической травмы». Он состоит в том, что в ситуациях, когда вы не знаете, как помочь своему ребенку, следует обратиться за профессиональной помощью к психологу.

- Думаю, что родителям следует ознакомиться и с остальными вашими рекомендациями, поскольку они позволяют избежать кризиса.

- Они несложные и требуют лишь внимательного отношения к ребенку, да и, пожалуй, к самим себе.

Прежде всего, уважаемые родители, сохраняйте спокойствие в любой ситуации, как бы это ни было сложно. Спокойные родители – спокойные дети! Столкнувшись с чем-то неприятным, ребенок сначала смотрит на старших, старается понять, как они относятся к случившемуся. Хотите вы или нет, но в любой ситуации именно вы внушаете детям то или иное отношение к происходящему.

Еще вам следует позаботиться о собственном эмоциональном равновесии. Дети чутко улавливают наши чувства, настраиваясь в соответствии с ними. Чем вы спокойнее и увереннее, тем проще вам будет настроить на позитивный лад ребенка.

Научитесь правильно оценивать поведение своих детей, решив, что для них сейчас нормально, а что требует экстренной помощи.

Очень важной считаю четвертую рекомендацию: все взрослые из окружения ребенка должны придерживаться одной линии поведения.

Помните, что забота о тех, кто рядом помогает успокоиться. Проявите заботу о своем ребенке, помогите ребенку проявить заботу о ваших близких, о домашнем любимце или игрушке.

Даже в напряженной ситуации, насколько это возможно, соблюдайте максимально привычный распорядок дня.

Больше разговаривайте со своим ребенком, давайте ему выговориться. Объясняйте, что все, что происходит, носит временный характер.

Позвольте ребенку занять активную позицию, разрешите ему делать что то самостоятельно.

И самое главное в моих рекомендациях: постоянно давайте ребенку почувствовать, что он не один, что вы все вместе и обязательно справитесь с происходящим.

Как видите, рекомендации не очень сложные, но требующие от взрослых большой собранности, что, конечно же, непросто в наше тревожное время.

Беседовала Татьяна НИКОЛАЕВА

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Позитивное Енакиево #"Дети подземелий" #психологи #советы
live comments feed...