10:51, 30 вересня 2015 р.

Мир глазами детей

Война изменила нашу жизнь.  Навсегда.  Первыми это  почувствовали  наши дети. Как они видят этот новый мир, и что могут сделать взрослые, чтобы их черно-белые рисунки сменились красками радуги, рассказывают специалисты Психологической службы Штаба Ахметова, проводящие групповые занятия с детьми-переселенцами в Киеве.

«Проблем, с которыми родители приводят к нам своих деток, много – гиперактивность, страхи, плохая адаптация к новому месту жительства, школе или детскому саду. Добавьте к этому разорванность семей. В результате дети выплескивают в своем поведении обиду на родителей, непонимание и непринятие их сверстниками,– рассказывает психолог Гуманитарного штаба Марина Сорокина. – Поэтому мы активно работаем над групповой сплоченностью, помогаем ребятам учиться быть в коллективе, доверять друг другу».

Именно поэтому очередное занятие у психологов было посвящено теме «Мир глазами детей».  Когда специалисты  спрашивали детей  о проблемных  событиях в их жизни, то они неохотно делились мыслями и  воспоминаниями. Другое дело, когда заговорили  о мире.

Все сразу оживились, комментируя свои рисунки на заданную тему.

«Мир для меня – это перечеркнутый автомат», – сказал  10-летний Максим.

«Мир – это цветы, которые отравят все военные самолеты», – думает  Федор, 8 лет.

«А для меня мир – неожиданность», – продолжает тему маленький Андрей.

«Мира не существует. Пока на земле живут люди, они всегда будут спорить между собой. Для того, чтобы понять, что такое мир, нужна война», – говорит  самый старший из ребят, 16-летний  Карен.

«Мир – это когда люди никогда не ссорятся, а всегда дружат», – делится Глеб, 10 лет.

«Мир наступит, когда все хорошо станет в Донецке. Я верю, что так и будет, долго война не может продолжаться», – уверен 9-летний Сергей.

Простые ответы на сложные вопросы!  «Дети не рисуют какую-то идеалистическую картинку мира. На всех рисунках видно, как они проводят параллели между добром и злом, пытаются примирить  две противоборствующие стороны. Они, хоть и маленькие, но  уже взрослые и понимают, что есть конфликт, но  непонятно, когда он закончится, – комментирует детские ответы  психолог Марина Сорокина. – За последний год у них жизнь сильно изменилась. И они все сегодня хотели бы вернуться назад домой. Это самая главная детская мечта, начиная с 3-х летних малышей. Поэтому родителям важно донести до ребенка мысль  о происходящем  в таком ракурсе, что «никто не знает, когда закончится война, поэтому мы принимаем решение жить в безопасности, и главное, что мы вместе, ты можешь на нас опереться».

Во время занятия, психологи Гуманитарного штаба Назо Библая и Марина Сорокина пытались понять, что такое мир в представлении детей и увидели, что для них мир – это договоренность. Вначале дети ссорились, потом мирились, ссорились  и снова мирились…

«У этих деток уже нарушено доверие к миру в силу сложившихся обстоятельств. Их безопасность оказалась под угрозой, поэтому именно доверию мы уделяем большое внимание и с малышами и со старшими детьми. Ведь для них это возможность понять, что в этом мире есть тот, на  кого можно опереться, кто поможет и подстрахует. Если дети не научатся сейчас доверять друг другу, то в дальнейшей жизни они не смогут  найти друзей, строить социальные связи», – считает Марина Сорокина.

Как оказалось, доверие в группе – не постоянная величина, а некий процесс. Поэтому психологи постоянно напоминают детям о том, что доверие завоевывается медленно и что оно связано с конкретным опытом.  Ведь доверие очень легко предать, поэтому-то каждый стремится избежать травмирующей ситуации.

И, тем не менее, решающим для самочувствия детей и для личностного развития является этот потенциал доверия друг к другу. Упражнения, которые используют на занятиях психологи Штаба,  дают возможность приобрести опыт ответственности за другого человека и прочувствовать ситуацию  беспомощности, которая может сопровождаться ощущениями собственного страха и его преодоления.

Возьмем, к примеру, упражнение «Слепой и поводырь». Задача – провести участника с закрытыми глазами по стульям так,  чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Или упражнение «Свободное падение», когда ребенок, стоящий спиной к группе, начинает падать на руки товарищей.

«Нужно отметить, что группа готова подхватить участника игры еще в самом начале падения.  Ребята трепетно заботливые друг к другу. Они все нуждаются сегодня в доверии и в наших силах хоть немного восстановить их безопасную  картину мира для того, чтобы в будущем у них не возникало проблем», – говорит Назо Библая.

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Гуманитарный штаб #Р.Ахметов #психологическая помощь #дети
live comments feed...