Более двух тысяч лет назад Китай запустил Шелковый путь — разветвленную сеть торговли, объединяющую Южную и Среднюю Азию с Ближним Востоком и Европой. Идею современного Нового шелкового пути по разным причинам активно продвигают США и Китай.

В 2011 году США озвучили свое видение интеграции стран Центральной Азии с целью поддержки политической стабильности после выведения войск из Афганистана, а также развития торговли в регионе, в том числе увеличения объемов грузоперевозок из США в Среднюю Азию. В 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин раскрыл точку зрения Китая: открытие Шелкового пути, который позволит улучшить международную торговлю, обеспечит стабильные источники энергоносителей, ускорит развитие инфраструктуры и расширит влияние Пекина в регионе.

В 2013 году Китай в Казахстане озвучил планы создания расширенной сети железных дорог, трубопроводов и автомагистралей, а также ускорения времени пересечения границ. В том же году Си Цзиньпин рассказал о планах возрождения Морского шелкового пути. Для увеличения объемов грузоперевозок Китай вкладывает деньги в развитие портов на всем побережье Индийского океана: в Бангладеш, Пакистане, на Шри-Ланке и Мальдивах.

Реализация новых проектов позволит странам Средней Азии стать менее зависимыми от России — на что направлена политика США последние десять лет. Проекты позволят странам региона привлечь значительные инвестиции.

Выполнению проектов препятствуют бюрократические задержки и проволочки, а также нестабильная ситуация в Пакистане и Афганистане. Развитие проектов будет зависеть и от позиции России, которая может свести на нет все планы США и Китая в отношении стран Центральной Азии.

В 2014 году экспорт из Соединенных штатов в страны Центральной Азии составлял 1,77 млд. долларов США, а за 7 месяцев 2015 года — 495 млн. долларов. С 2011 по 2014 годы в денежном выражении грузоперевозки из США в Среднюю Азию выросли на 38,5%.

В 2015 году на самые большие суммы перевозили стальные затворы, вентили и клапаны для труб, дистилляционные и ректификационные установки, медицинское оборудование, производственные теплообменные установки, промышленное оборудование, гидронасосы, сельскохозяйственную технику, бронетранспортеры, автомобили, тракторы, продукцию химической и фармацевтической промышленности, легированную сталь, отходы и лом тантала, изделия из ванадия, обогащенный уран и косметические средства.

Перевозки грузов из Средней Азии в США в 2014 году оценивались в 1,45 млд. долларов, а с января по июль 2015 года — в 536 млн. долларов.

За 7 месяцев 2015 года самыми популярными группами экспортных товаров были обработанная нефть, фосфор, кремний, обогащенный уран, перренат аммония, ферросплавы, тантал, бериллий, урановые руды и концентраты, необработанный алюминий, необработанный очищенный свинец и медикаменты.

В связи со сложной экономической ситуацией в регионе с 2011 по 2014 годы грузоперевозки из Средней Азии в США сократились на 18,9%.