По каким причинам переход на электронные учебники в школах Украины затягивается

Е-учебники удобные и ин­­те­­ресные, но тяжело конкурируют с "пиратами"

Вопрос об обеспечении школ учебниками поднимается каждый год. Проблемы одни и те же: книги ветхие/устаревшие, а новые сначала не успевают печатать, а потом— доставлять в учебные заведения. Материалы, которые приходится покупать самостоятельно, слишком дорогие, а родители жалуются, что детям тяжело носить неподъемный портфель каждый день. Выход из сложившейся ситуации, казалось бы, есть— электронные учебники. Но и здесь не все так просто: бесплатных вариантов очень мало, а "пиратские"— некачественные и не по всем предметам. А на профессиональные электронные книги родители раскошеливатьсяне спешат.

"Гаджет"-учеба и "живые" картинки

В этом году издательства предоставили Министерству образования и науки электронные версии учебников для размещения в свободном доступе (пока только для 9-х классов). Эта новация предлагается ведомством впервые, и такие книги доступны для скачивания за государственный счет. Версии— качественные и удобные, некоторые девятиклассники уже используют их в работе.

"Мой сын закачал все нужные учебники и ходит сейчас в школу налегке. Правда, бумажные книги мы все равно ждем: они все же здоровее для зрения. Был и такой момент, когда надолго отключили свет, а у нас как раз сел планшет. Но такое, считай,— редкость. Недовольны в данном случае только родители, чьи дети не имеют гаджетов, способных отображать учебные версии (есть, например, только простенький телефон): им приходится либо делать ксерокопии, либо переписывать у других в ожидании пособий",— рассказывает мама киевского школьника Ольга Степашина.

Скоро в учебниках можно будет "кликать" страницы и смотреть видео

ЗА ДЕНЬГИ . Но бесплатные учебники пока имеет только одна параллель, а приобретать е-книги за деньги готовы не так много родителей. Уже несколько лет в Украине работает платформа e-pidruchnyky.net: она дает возможность школьникам пользоваться электронными учебниками, которые полностью сохранили верстку оригинальной книги.

"За время работы увеличилось как количество учебников, так и изданий, которые с нами сотрудничают. У нас в базе более 400 книг. Принцип работы— прост: закачивается программа, предоставляющая доступ к учебникам, а затем закачивается книга, и с карты списывается ее стоимость (в среднем 25грн/единица). Это дает право с одного аккаунта видеть учебник на двух устройствах. Рекламы и вирусов, в отличие от пиратских версий, нет, и степень защиты высокая",— рассказывает директор ООО "Є-підручники" Игорь Каплаушенко. И подчеркивает: спрос на такие учебники есть, но ниже, чем хотелось бы.

Есть и еще один формат учебников, над которыми сейчас работают на платформе.

"Имеющиеся учебники все же не совсем можно считать мультимедиа— это скорее "оцифровка" привычных книг. А мультимедийные копии предусматривают оживающие картинки, "кликабельные" ссылки, запуск видео и аудио, возможность увеличения картинки, интерактива с заданиями и т. д. Именно такой продукт мы запланировали показать в следующем году. Сложность создания книг таких форматов— в том, что у мультимедийных продуктов короткий срок жизни: уже через пару лет версия устаревает и нуждается в доработке. Поэтому финансирование таких продуктов— вопрос сложный",— говорит Каплаушенко.

Задания по qr-коду, игры и фильмы

О том, что для современных школьников важно создавать качественный и современный контент, говорят и в изда­тельствах.

"Сегодня дети другие. Их стихия— гаджеты. Но недостаток обучения на планшетах, компьютерах ит.д. в том, что рассеивается внимание из-за переходов по гиперссылкам. Поэтому идеальное сочетание— бумажный учебник с электронным приложением. Но е-книга не должна быть копией принт-версии— в ней должны быть интерактивные тесты, видео, аудио и даже обратная связь с учителем! В мире сейчас эта проблема активно изучается,— говорит гендиректор издательства "Ранок" Виктор Круглов .— Практически ко всем учебникам, которые мы издаем, мы стараемся делать такие приложения. Для этого у нас заключен договор с IT-фирмами и работает специальное подразделение внутри издательства (около 40человек). Они создают задания, интерактивы и прочее. Например, в учебник А.Глазовой "Українська мова" для 9классов мы поставили QR-коды, при переходе на которые дети могут посмотреть видеоскрайбинг (рисованные видео). В учебнике физики (В.Барьяхтар) можно сделать виртуальную лабораторную работу. При этом книги школьникам скачивать необязательно: достаточно навести QR-код и бесплатно пройти мультимедийное задание".

В ПЛАНАХ. Кстати, о таких приложениях уже есть и отзывы учителей. "Детям очень нравится, если учитель на уроке дает задание: пройти тест на смартфоне. Детей это мотивирует разобраться в уроке",— рассказывает учитель Светлана Лисоколенко (г. Харьков ).

Следующая вершина, которую планируют покорить разработчики,— оснащение играми учебников для младшей школы и фильмами-короткометражками— старшей.

"Чтобы было интересно ученикам 1—4классов, в е-книгах обязательно должны быть игры, а чтобы старше­классники на уроках не скучали, а набирались опыта (лаборатории-то имеются не в каждой школе), в их учебниках должны быть фильмы",— сообщил Виктор Круглов.

Эксперимент с "игрокнигами"

О том, что работа с использованием е-учебников на мультимедийной основе эффективна, говорят и в школах— участниках педагогического эксперимента "Розумники" ( Smart Kids). Около 100украинских учебных заведений использовали (на добровольной основе) образовательные электронные ресурсы, которые разрабатывались педагогами и известными IT-компаниями. В учебных программах сочетали традиционные и инновационные технологии обучения, а материал подавали законченными логическими блоками в доступной игровой форме.

"Игра, которая на самом деле не игра, а вполне серьезное задание/задача, у учеников вызывала не только живой интерес, но и позволяла лучше и быстрее усвоить материал— за счет анимированных персонажей и звукового сопровождения. По наблюдениям учителей, дети, которые принимали участие в эксперименте, показывали более высокий уровень знаний, чем их сверстники прошлых лет и ученики школ, не задействованных в освоении инновационного обучения",— рассказывает учитель Елена Головина (г. Днепр ).

https://www.segodnya.ua

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов