«Девальвация гривни — красивый миф о том, что металлурги хорошо заработают», — Юрий Рыженков

"Девальвация гривни - красивый миф о том, что металлурги хорошо заработают", - Юрий Рыженков Юрий Рыженков, генеральный директор ООО "Метинвест-Холдинг" рассказал "Капиталу" о глобальных проблемах металлургии в целом и его компании, в частности. Например, о том, кто и что мешает работать предприятиям "Метинвеста", расположенным на оккупированной территории.

- Удается ли вам сегодня сохранять контроль над предприятиями, которые находятся в зоне боевых действий, их снабжением, финансированием?

- Наши предприятия с обеих сторон Донбасса ощущают последствия военных действий. Причем наиболее пострадавшее - Авдеевский коксохим - находится на территории, контролируемой украинскими войсками, но при этом постоянно обстреливается, так как расположен на линии огня. Но сложность нынешней ситуации больше определяет политика, чем военные действия. Яркий пример тому - Енакиевский метзавод (ЕМЗ): на несколько месяцев он был остановлен, в ноябре возобновил работу и сейчас загружен на 60-70 %. Проблема недозагрузки его мощностей связана со снабжением завода сырьем. Дело в том, что наших поставщиков, которые везут ферросплавы и огнеупоры из Днепропетровска, Запорожья и Никополя, периодически останавливают на пропускных пунктах. Также существуют проблемы с выплатой зарплаты, так как банковская система в зоне АТО не работает. Сегодня мы перевели все счета наших сотрудников в киевские филиалы банков, соответственно, все они могут получать зарплату только в Киеве. А это весьма проблематично для работников того же ЕМЗ. И теперь завод, который работает по законам Украины, налоги платит в казну этой страны, в результате ряда политических решений может остановиться.

- О каких решениях речь?   

- В частности, об ограничениях в банковской системе, разрешающих работать в зоне АТО только "Ощадбанку". Теперь и он не работает.

- А в общем? Можете назвать действия чиновников, направленные непосредственно в адрес завода, холдинга?

- Никаких эксклюзивных решений по отношению к нашим активам нет ни с украинской стороны, ни со стороны боевиков. В целом решения, которые принимаются относительно Донбасса, существенно давят на предприятия, находящиеся на этой территории.

- Что-то наподобие инициативы отделить железные дороги Украины от ЛНР и ДНР?

- Да, но, к счастью, это решение удалось приостановить, хотя проблема не решена. Подобное разделение чревато разрывом хозяйственных связей многих предприятий, которые в результате будут вынуждены остановиться. Мы сейчас пытаемся донести до нашего правительства тезис о том, что остановка работы предприятий Донбасса приведет к негативным последствиям для всей Украины. Остановка, например, упомянутого уже ЕМЗ автоматически снизит загрузку нескольких десятков поставщиков сырья, товаров и услуг в других регионах страны. В результате решение разделить железную дорогу на украинскую и неукраинскую может оказаться политически верным в нынешней ситуации, но экономически - ошибочным. Пока нам путем диалога с государством удается удерживать принятие этого решения.

- Как?

- Мы поставляем дизельное топливо для доставки грузов в регион АТО и вывоза из него нашей продукции.

- А как удается сохранять контроль непосредственно над предприятиями, находящимися в зоне АТО: в Макеевке, Енакиево, Харцызске?

- Харцызский завод тоже некоторое время простаивал, но уже возобновил работу, вернувшись на нормальную для последних несколько лет загрузку мощностей. По году предприятие произведет около 300 тыс. т труб. С точки зрения контроля, у нас не было никаких изменений, хотя попытки повлиять на работу завода были. Но больше проблем, повторюсь, с доставкой сырья на заводы.

- Кто создает эти проблемы?

- Они создаются с обеих сторон. К сожалению, я не могу сказать, что украинская сторона бросает все силы на поддержку предприятий, чтобы они работали. Это не так...

- В чем это проявляется?

- Останавливали наши фуры с ферросплавами, пытаясь развернуть их обратно. Мы выходили на высший уровень руководства страны (Минобороны, Нацгвардию) с просьбой, чтобы их пропустили. В результате их пропускали.

- Ради нескольких грузовиков доходили до министра обороны?

- Увы, такие прецеденты есть. Представители добровольческих батальонов, которые непонятно кому подчиняются, останавливают наш транспорт, говорят: мы не хотим поддерживать сепаратистов. Им объясняют, что груз идет на завод, который платит налоги в Украину, что блокирование поставок сырья может привести к остановке завода, что будет плачевно отражаться на экономике Украины. По месту, в казну региона, наши предприятия на территории АТО ничего не платят, все налоги идут в Киев.

- А власти этих регионов требуют платить налоги в "свою казну"?

- Пытаются. Пока мы отвечаем отказом.

- Пока?

- Пока мы ждем какого-либо решения украинских властей. По Крыму решение приняли, сделав полуостров свободной зоной (правда, неизвестно, как это работает). Какое-то решение нужно принимать и по Донбассу.

- Откуда завозите коксующийся уголь? Есть проблемы с поставками?

- Проблемы есть. Основная – блокирование завоза коксующихся углей из России со стороны Российских железных дорог. На днях мы нашли взаимопонимание, и этот уголь нам поставят. К тому же мы хотим теснее сотрудничать с украинскими предприятиями, в том числе и теми, которые находятся на временно оккупированных территориях.

- А как тогда вы расцениваете заявление Генпрокурора о том, что покупка углей на оккупированных территориях приравнивается чуть ли не к "измене родине"?

- Мы покупаем уголь у украинских предприятий, которые платят налоги в Украине. Если кто-то решит, что это неправильно, тогда пусть он разделит все предприятия на тех, у кого можно и тех, у кого нельзя покупать. Кстати, была попытка узаконить подобное разделение, но пока на законодательном уровне оно не действует. И мы пока не отказываемся от работы с украинскими предприятиями, так как считаем, что все они - субъекты украинского законодательства, работающие в правовом поле нашей страны. К таким относится и наш "Краснодонуголь", который находится на территории так называемой Луганской народной республики.

- Проблемы с тамошними властями есть?

- Проблемы есть с вывозом углей, потому что логистика не работает.

- Недозагрузка предприятий обусловлена лишь внутриукраинскими проблемами или есть ограничения со стороны внешних рынков?

- Исключительно внутриукраинскими.

- То есть на внешних рынках со сбытом готовой продукции и полуфабрикатов вы не испытываете проблем?

- Продукцию всегда можно продать. Да, есть проблемы с рынком России. Собственно, у российских металлургов как раз другая ситуация: у них практически все затраты в рублях, поэтому девальвация для них - благо. Стоимость металлопродукции на российском рынке в связи с девальвацией рубля очень быстро снижается, что делает невыгодными украинские поставки на этот рынок. Нам гораздо интереснее отгрузить металл в Европу и на дальневосточный рынок, чем в Россию. В нынешнем году объемы продаж "Метинвеста" на российский рынок уменьшатся на 30 %.

- Девальвация российского рубля - относительно недавнее событие...

- Основные проблемы на российском рынке из-за девальвации возникли еще в первом полугодии 2014 г. Дело в том, что когда девальвация "ползучая", она дает преимущество внутренним производителям и отталкивает от рынка импортеров. А когда девальвация происходит обвалами, она для всех плоха.

- Только девальвация российского рубля мешает вам работать на этом рынке или есть и другие ограничения, в том числе негласные?

- Нет, политических ограничений нет, только экономика: та же девальвация рубля и санкционные ограничения для российской продукции на мировых рынках. Российским металлургам приходится перенаправлять объемы, вытесненные, например, из США, на свой рынок. Таким образом, значительные объемы российского металла оказывают давление на украинский и вообще на весь импорт.

- А засилье китайского проката не является проблемой для мирового рынка?

- Это также проблема. Но не на тех рынках, которые для нас являются ключевыми. Там мы имеем конкурентное преимущество не только в цене, но и в логистике, и в скорости доставки. В частности, это рынок Средиземноморского и Черноморского бассейнов, куда поставляется продукция "Азовстали", Мариупольского МК им. Ильича (они находятся фактически в Мариупольском порту на Азовском море) и "Запорожстали" (расположена на Днепре). Для европейского клиента "Азовсталь", например, может доставить лист в течение недели, тогда как наши конкуренты - за полтора-два месяца.

- В то же время турки (даже не знаю, к какому из озвученных бассейнов их отнести) значительно нарастили свои листовые мощности...

- Турки для нас еще и клиенты, правда, в сегменте полуфабрикатов. У них развита в основном электрометаллургия, которая хорошо работает, когда цена на лом низкая. Как только цена на лом растет быстрее или падает медленнее (что мы наблюдали в нынешнем году), чем цена на руду, то электросталеплавильные мощности останавливаются, а работают только прокатные.

- А девальвация гривни не способствовала улучшению прибыльности экспортных продаж?

- На самом деле девальвация гривни - красивый миф о том, что металлурги хорошо заработают. Большая часть наших затрат так или иначе привязана к валюте, и через достаточно короткий промежуток времени (3-5 месяцев) цены на сырье или энергоносители всегда догоняют уровень девальвации. А многие затраты вообще растут опережающими темпами. Например, на дизтопливо или бензин. То же происходит и с ферросплавами и металлоломом. А учитывая, что ломовики пытаются работать на очень коротких периодах отсрочки платежа или вообще по предоплате, то, по большому счету, они закладывают в текущие цены курсовую разницу. Получается, что львиная доля наших затрат либо уже в долларах, либо очень быстро догоняет курс. Цены на энергоносители также привязаны к курсу валюты. Учитывая все это, девальвация гривни для металлургов не является таким уж хорошим фактором, как может показаться на первый взгляд. Это всегда шок и всегда проблемы.

- Девальвация гривни позволяет конкурировать на мировых рынках сбыта с китайцами и россиянами?

- Если бы мы сегодня могли загрузить наши мощности на 100 %, как планировали, мы бы спокойно конкурировали и без девальвации.

- Как вы выполняли заказы во время остановки и снижения загрузки мощностей?

- Мы выделили всех наших ключевых клиентов и старались выполнить их заказы в срок. Вплоть до того, что закупали недостающие объемы металлопродукции на стороне. Постоянно контактировали и вели переговоры, чтобы понять приоритеты наших клиентов. В целом мы смогли пройти этот период без серьезных срывов контрактов.

- А что касается срывов финансовых договоренностей? Полный объем от $ 500 млн еврооблигаций вы так и не смогли реструктуризировать...

- Если откровенно, никто и не рассчитывал, что мы все $ 500 млн реструктуризируем. То, что мы фактически 80 % долга переложили в другой инструмент, более отсроченный и более "спокойный" для компании, - это успех. Есть два варианта реструктуризации обязательств по еврооблигациям: первый, когда мы уговариваем 75 % бондхолдеров перейти на другие условия погашения, а после их согласия остальные 25 % насильно загоняются в эти рамки. Мы осознанно этим путем не пошли, предпочитая использовать свободный рыночный инструмент. Вышли к нашим кредиторам с новыми предложениями на добровольных условиях (кто хочет, участвует, а нет - воздерживается). И то, что в таком режиме 80 % наших кредиторов согласилось на новые условия, означает, что у нас хорошие отношения с кредиторами, интересное предложение и есть долгосрочная вера в компанию.

- А каков вообще объем обязательств компании, в том числе банковских?

- На следующий год у нас достаточно большой банковский долг в размере около $ 800 млн. Сегодня мы ведем дискуссию с банкирами относительно продления этого долга или предоставления какого-либо инструмента, который бы помог этот долг реструктуризировать. Остались $ 100 млн упомянутых еврооблигаций и около $ 100 млн займов (на покупку угольных шахт United Coal в США).

- Какой объем всего долга?

- Всего у нас около $ 3 млрд долгов. Помимо вышеназванных, которые мы должны погасить в следующем году, есть еврооблигации с погашением в 2018 г. в размере $ 750 млн, отсроченные еврооблигации на $ 300 млн с погашением в 2015-16 гг. и другие долги. Сказать, что у нас хороший долгосрочный портфель, к сожалению, мы не можем.

- А что из активов в залоге?

- Все финансирование беззалоговое, за исключением торговых линий, где залог - это выручка от продаж потребителям.

- Есть опасность, что потребуют досрочного погашения этих долгов?

- Пока нет, но понятно, что ситуация у всех нервная. Мы пытаемся успокоить наших кредиторов. Наш основной аргумент - с точки зрения экономики и сути компании мы имеем долгосрочную перспективу, в чем и убеждаем всех наших кредиторов. Непростые времена следует пройти вместе, и позитив от этого будет больший по сравнению с тем, если все резко потребуют досрочного возврата кредитов. Пока нас слышат. Надеемся, что будут слышать и дальше.

Метинвест,Ю.Рыженков,"Капитал",интервью
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
95 просмотров в декабре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
Общество
Мероприятия в рамках долгосрочных проектов «Герои» и «Яркое детство» общественного движения «Донецкая Республика» посетили 168 детей из прифронтовых районов ДНР. Об этом сегодня сообщили в пресс-службе ОД «ДР». «В рамках долгосрочных проектов «Герои» и «Яркое детство» 15 ноября проводилось мероприятие для детей военнослужащих и детей из прифронтовых районов ДНР, в котором приняли участие 50 детей. Также 25 ноября для детей из Горловки и Ленинского района Д...
Общество
Международный комитет Красного Креста направил на неподконтрольную украинским властям часть территории Донбасса почти 517 тонн гуманитарной помощи. Об этом сегодня, 29 ноября, сообщает пресс-служба Государственной пограничной службы Украины. «Через КПВВ "Новотроицкое" на временно оккупированную территорию Украины проследовали 24 грузовых автомобиля с гуманитарным грузом от Международного комитета Красного Креста. В общем оформлено почти 517 тонн груза», –...
Общество
Журналист и краевед Анатолий Жаров передал Донецкому республиканскому краеведческому музею телеграммы и записки всемирно известного драматурга Владимира Немировича-Данченко и легендарного летчика-испытателя Валерия Чкалова. Об этом сообщили сегодня в пресс-службе учреждения. «Журналист и краевед Анатолий Жаров передал нашему музею документы, связанные с жизнью и деятельностью донбасского журналиста Владимира Дроздова, возглавлявшего в 30-х – начале 40-х го...
Общество
Государственное предприятие «Автовокзалы Донбасса» за десять месяцев текущего года реализовало более 5,5 миллиона билетов на маршруты международного, междугороднего и пригородного сообщения. Об этом сегодня сообщили в министерстве транспорта ДНР. «За 10 месяцев текущего года в кассах ГП «Автовокзалы Донбасса» было реализовано свыше 5,5 миллионов проездных билетов по пригородным, междугородным и международным маршрутам, что на один миллион больше, чем за ан...
Общество
Сумма выплат единовременной компенсации жителям ДНР, пострадавшим от агрессии ВСУ, с начала 2018 года превысила 50 миллионов рублей. Об этом сегодня ДАН сообщили в пресс-службе министерства труда и социальной политики Республики. «С начала 2018 года выплачено единовременной компенсации за вред жизни и здоровью, причиненный гражданам в результате агрессии вооруженных сил и вооруженных формирований Украины, на сумму 50,9 млн рублей», – отметили в пресс-служб...
Общество
Специалисты государственного комитета по экологической политике и природным ресурсам при Главе ДНР разработали три отраслевые республиканские программы, направленные на охрану окружающей среды. Об этом сегодня сообщила начальник отдела экополитики и стратегического планирования Госкомэкополитики Дарья Рутковская. «Специалисты Государственного комитета экологической политики и природных ресурсов при Главе ДНР разработали проекты трех отраслевых программ в с...
Общество
Гидрометцентр ДНР на текущей неделе прогнозирует сложные погодные условия с туманом, осадками, гололедом и шквальным ветром. Об этом сегодня на брифинге сообщила начальник отдела общественных связей и международной деятельности МЧС Республики Наталья Гетова. «По данным Гидрометцентра МЧС ДНР, на текущей неделе неустойчивая погода, временами осадки, гололед, гололедица, туман, сильный ветер 15-20 м/с. Температура воздуха днем составит -4 +1 градус, ночью -5...
Происшествия
На заводе «Енакиевский коксохимпром» в Енакиево Донецкой области (неподконтрольная властям территория) сегодня произошел пожар в углеподготовительном цеху. Как сообщает «МЧС» при группировке «ДНР», огнем уничтожено электрощитовую, полимерный шифер и утеплитель стен на площади 40 квадратных метров. Были повреждены 3 электрощитовые и кровля на площади 7 квадратных метров.Причина пожара устанавливается.Для тушения привлекались 6 единиц техники и 14 пожарных....
Общество
Лесхозы ДНР в канун нового года планируют реализовать порядка 10 тысяч деревьев. Об этом сообщил сегодня ДАН председатель Государственного комитета лесного и охотничьего хозяйства ДНР Алексей Шебалков. «На территории Донецкой Народной Республикой выращиванием новогодних елей занимаются пять государственных лесохозяйственных предприятий. В этом году планируется реализовать порядка 10 000 новогодних елей», — сказал Шебалков. Он добавил, что к новогодним праз...