Этот безумно красивый вид декоративно-прикладного искусства своими корнями уходит в глубокую древность. Упоминания о нем встречаются во многих письменных источниках и памятников культуры самых разных стран мира, а сегодня схемы вышивание крестиком доступны на za-rukodeliem.com.ua.

Еще в летописях Древнего Египта, которые датируются шестнадцатым веком до нашей эры, были обнаружены самые первые упоминания о ней. Одноцветной металлизированной нитью (золотой или серебряной) были расшиты богатейшие одеяния фараонов и обрядовые одежды жрецов, помимо вышитых узоров украшенные также драгоценными камнями, жемчугом и бисером.

Вышивались, в основном, растительные узоры и некоторые представители животного мира, считавшиеся священными. Они носили также явно выраженный тотемный и обереговый характер, отображая зависимость человека древнего мира от воли всемогущих богов.

Выполнялись такие узоры преимущественно в монохромной (одноцветной) технике. Так как Египет поддерживал тесные торговые связи с Персией, Вавилоном, Сирией, Финикией, то не удивительно, что подобная техника украшения одежды представителей высших сословий вскоре распространилась и на эти страны тоже.

Однако родиной возникновения полихромных (многоцветных) узоров по праву считается Древняя Греция. Согласно легенде, дочь греческого царя Арахна настолько искусна была в ткачестве и вышивке, что все удивлялись красоте созданных и расшитых ею ковров.

Она настолько возгордилась, что решила соперничать в этом с богиней мудрости Афиной, покровительницей рукотворного ремесла, и вызвала ее на поединок. Победу присудили Афине, но великая богиня настолько разгневалась на девушку за дерзость, что перестала помогать ей в работе.

С каждым разом изделия у Арахны становились все хуже, пока однажды от досады она не разорвала все свои работы и не превратилась в паука, принужденного всю свою жизнь создавать свои замысловатые узоры. Особую популярность вышивка приобрела уже в эпоху Возрождения, а в период технического прогресса (Реформации) она практически потеряла свое обрядовое значения. Вышивкой стали заниматься даже сами представители дворянского сословия.

Кардинал Ришелье, архиепископ Франции при Людовике XIII, отдыхал от дворцовых интриг, создавая замысловатые прорезные узоры. Этот вид вышивки до сих пор носит его имя – ришелье. При дворе Людовика XIV, известного своей фанатичной приверженностью этикету, знатным дамам, которые держали в руках вышивку, разрешалось сидеть даже в присутствии всемогущего короля.

В современности вышивка утратила свою избранность и чисто религиозное значение. Но удовольствие от прекрасной работы, выполненной собственными руками, никогда не потеряет актуальность.