В Украине активно развиваются аэропорты

Через пару лет в Украине будет минимум семь полноценных воздушных ворот

С начала года главный аэропорт страны — " Борисполь " — поражает рекордами: +32% к пассажиропотоку по итогам первого квартала года, +29% к пассажиропотоку на конец июня по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В основном — за счет транзитных пассажиров: их количество увеличилось на 49%, до 0,6 млн человек. Генеральный директор Павел Рябикин уже выразил надежду, что в текущем году аэропорт впервые обслужит более 10 млн пассажиров (в 2016 было 8,65 млн, и это был рекорд за всю историю "Борисполя"). 30 июля был достигнут рекордный дневной пассажиропоток за всю свою историю: 40 939 человек.

В аэропорту " Киев " ( Жуляны ) тоже пополнение: за июнь аэропорт обслужил, согласно официальной статистике, 182 тыс. пассажиров — на 73,8% больше, чем в июне 2016-го. Их обеспечили 2265 рейсов, которых стало больше на 35,9%, чем годом ранее. Тогда, в 2016-м, было известно, что несколько региональных аэропортов сразу задумались о серьезной реконструкции и прибыльном будущем.

Мы выяснили, где "ныне воз", каковы перспективы развития аэропортов и на что может рассчитывать турист в ближайшем будущем.

KBP: НАГРУЗКА ЗАШКАЛИВАЕТ

К успехам воздушного транспорта оказался не готов наземный: по мнению экспертов, уже скоро аэропорт упрется в проблему подвоза пассажиров из столицы. "Дойдем до 10 млн нетранзитных пассажиров в год— и пробки станут частым явлением на трассе. При 12 млн дороги станут, как в пятничный вечер в центре Киева",— говорит гендиректор "Борисполя" Павел Рябикин.

Крайне необходима рельсовая альтернатива автобусам, соглашается директор "Украэропроекта" Кирилл Новиков. Сейчас правительство размышляет, какой вид транспорта пустить в Борисполь, и, по мнению Новикова , выберут модульный вариант.

Пассажирооборот. Подходит к расчетному максимуму терминала

"Поначалу за минимальную стоимость организовать городской скоростной трамвай или рельсовый автобус на 3 вагона, со временем по этим же рельсах пустить полноценный поезд метро на 8 вагонов,— объясняет он.— То есть сначала проложить рельсовую универсальную основу, а потом выбрать, какой из видов ж/д транспорта целесообразнее всего согласно спросу".

Вдобавок, по словам Новикова, такой транспорт должен охватить 150 км зону вокруг аэропорта, то есть доставлять к нему пассажиров, скажем, напрямую из Чернигова, а то и Черкасс: "Улучшение автобусного сообщения, к которому тоже немало претензий (сбои в графике, отсутствие кондиционирования, халатность водителей)— задача уже этого года. А новый вид транспорта появится в течение 1,5—2 лет".

В ближайшие годы планируют облегчить подвоз пассажиров

В БУДУЩЕМ: НОВЫЕ РЕЙСЫ И ИНОСТРАННЫЕ "ХОЗЯЕВА"

Аэропорт "Киев" тоже наращивает объемы и обороты— да так, что пришлось, по словам руководителя пресс-службы Галины Богданенко, расширить парковку на 200 мест и реконструировать терминал А: увеличили количество стоек регистрации, добавили пункты таможенного пропуска.

"Уже установили паркоматы— система автоматизированная, европейская. Цена не изменилась, но поступления нам увеличились,— рассказывает она.— Самые популярные направления сегодня— Минск , Дубай, Анталия, Будапешт , Рим , Анкара , а из внутренних— Одесса , Запорожье , Львов ".

Абсолютно все авиаперевозчики, обслуживаемые в "Киеве", добавили направления и увеличили частоту полетов, привлекли новые самолеты в парк— это общая тенденция года. Переговоры сейчас ведутся почти со всеми европейскими лоукост-компаниями.

БОЛЬШИЕ НОВОСТИ. Два украинских аэропорта, "Борисполь" и "Львов", возможно, попадут в частные руки. Такое решение приняли в начале июля в Мининфраструктуры. Компаниям передадут их на условиях концессии, законопроект о которой уже практически готов. Концессионное соглашение— это когда одна сторона обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное имущество, находящееся во владении другой стороны. При этом первая получает право потом эксплуатировать отремонтированный проект и получать на этом прибыль . Два лучших наших аэропорта, возможно, кардинально изменят стратегию развития и достанутся некому международному оператору (только терминалы и аэродромы, согласно закону, навсегда государственные).

"На рынке Восточной Европы и СНГ самый опытный в этом плане— турецкий TAV, у которого 38% акций принадлежит одному из мировых лидеров— французскому ADP,— говорит по этому поводу председатель комитета стратегического развития аэропортов Ассоциации "Аэропорты Украины" Евгений Трескунов.— Такие вещи не редкость: немецкая компания зашла в Болгарию, австрийцы распоряжаются в Кошице".

КТО В ВЫИГРЫШЕ. Но в мире, как правило, на таких условиях передаются объекты, вкладывать в которые дорого и лень, а "Борисполь" со "Львовом"— вполне прибыльные предприятия, и есть опасения, что частники будут снимать сливки, которые могли бы достаться казне. Пойдет ли решение на благо, по словам эксперта, зависит от условий проекта концессии: предусмотрит ли новое строительство, управление имеющейся инфраструктурой, будет ли дальнейшая приватизация. Законодательство в этой сфере, по мнению Трескунова, слишком несовершенно.

"Сначала корпоратизация, потом концессия. Если Верховная Рада даст разрешение— будем искать международного оператора. Но это точно не завтра и не в ближайшие годы",— так прокомментировал прессе решение министр инфрастукруры Владимир Омелян. Напомним: первые шаги к передаче "Борисполя" в концессию правительство сделало еще в 2012 году. "Львов" на тот момент инвесторам интересен не был. В 2016-м интерес к управлению украинскими аэропортами проявляли малайзийские компании. По итогам года Львовский аэропорт, как известно, констатировал +50% к пассажиропотоку. На сегодня концессионному процессу мешает устаревший закон , в котором не прописаны, по словам Новикова, понятные современному миру механизмы получения прибыли и условия работы.

Региональные аэропорты. Обновляют терминалы и аэродромы. Фото:nv.ua/Н. Кравчук

РЕГИОНЫ: РЕМОНТ НА МИЛЛИОНЫ

Государственную целевую программу развития аэропортов в Украине утвердили в 2016 году, в ней— все об их реконструкции до 2023-го. По плану, работы будут производить под госгарантии, средства из бюджета не предусмотрены. "Пока региональные власти выкручиваются, как могут, находят альтернативные источники финансирования и запускают реконструкцию на свой страх и риск,— рассказывает Кирилл Новиков, и. о. директора "Украэропроект".— Одесса и Житомир строят новые терминалы, а Херсон на 50% отремонтировал аэродромный комплекс. Винница и Черновцы уже смогли запустить международные рейсы, да и Одесса наращивает обороты, хотя в новый терминал переедет лишь в 2018-м и должна срочно думать о капремонте аэродрома".

А вот аэропорты Ивано-Франковска и Днепра в плачевном состоянии: они пока лишь строят планы и ищут средства на реализацию. Ужгородский простаивает уже год— с тех пор, как словацкая и украинская сторона не смогли договориться об управлении воздушным движением в приграничной зоне и не продлили соглашение. "Верю, что в этом году его запустят на полеты. Ведь даже николаевские "конюшни" губернатор взялся расчищать, и аэропорт принял первый технический рейс после четырех лет простоя",— говорит Новиков. Остальные из 17 аэропортов— под вопросом целесообразности функционирования. Но, по словам Новикова, года через два минимум три региональных аэропорта включатся в полноценную работу.

Отдельный вопрос— с полностью разрушенным Донецким аэропортом: власти обещают отстроить его в обязательном порядке. Но сделано это будет после того, как оккупированные территории вернутся под украинский контроль.

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС. Перестраивать аэропорты— занятие дорогое. Так, капремонт взлетной полосы Одесского аэропорта, по словам Кирилла Новикова, обойдется до $100 млн. К тому же аэропортам Украины не помешала бы кооперация.

"Замкнутый круг : нет современной инфраструктуры аэродрома— не заходят компании с наиболее распространенными типами судов. А чтобы реконструировать ее— нужно начать полеты и зарабатывать деньги на ремонт,— объясняет глава "Украэропроекта".— Но вариантов выхода из ситуации немало. Сейчас в связи с децентрализацией областные бюджеты уступают доходам облцентров, перевыполняющими план. Почему бы области не передать аэропорт на баланс города?"

Также, по его словам, можно создавать фонды развития и поддержки аэропортов, взносы в которые делаются фактически с каждого пассажирского билета и взимаются со всех компаний, работающих в аэропорту. Все понемногу скидываются в пользу объединенных 3—4 аэропортов. Средств сразу на всех не хватит, поэтому в первый год они идут в пользу одного аэропорта, во второй— следующего.

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать