Электромобили: за и против

Все больше украинцев, желающих купить или обновить свой автотранспорт, выбирают электромобили. Об этом шла речь на проходящей в Киеве ежегодной конференции Petroleum Ukraine-2019. По словам экспертов авторынка, это мировая тенденция, хотя процент е-машин пока небольшой. Но темпы роста впечатляют – десятки процентов ежегодно. Чем выгодны такие машины, какие у них недостатки и какие перспективы развития у нас рынка электромобилей, выяснили журналисты сайта "Сегодня".

Где больше ездят на электрокарах

Как рассказал глава первой украинской сети электрозаправочных станций ТОКА Стефан Благовисный, эра электромобилей в мире по-настоящему началась в 2005 году. Тогда была продана тысяча таких машин, причем в основном гибриды, то есть имеющие и бензиновый, и электрический двигатель. Ныне больше востребованы "чистые" электромобили. В 2010 году по дорогам планеты ездило уже 300 тыс. штук е-машин, в 2016-м – 800 тыс., в 2017-м – 1,3 млн, в 2018-м – 2,1 млн. Это 2,2% общего количества всех проданных автомобилей, то есть темпы прироста составили более 50% в год.

Сейчас в мире 7,9 млн электрокаров, но с каждым днем их становится все больше. Эксперты выделяют три главных региона распространения: Европа и США примерно по 2 млн шт., Китай – 4 млн. По оптимистическим прогнозам производителей электрокаров, через 10 лет в мире будет 120 млн таких машин или в 15 раз больше, чем сейчас. Из них в Китае – 74 млн шт. (рост в 18,5 раз), в Европе – 28 млн шт. (рост в 14 раз), в США – 18 млн (рост в 9 раз).

Украина: темпы роста зашкаливают

Украинцы все активнее пересаживаются на электрокары. Украина по темпам прироста электромобилей занимает шестое место в Европе. Если в 2010 году эти машины были в нашей стране редкостью, всего 1000 шт., из них чистых электрокаров – 270, то в 2018 году их было уже 30 тыс., в том числе 15,5 тыс. – чистые электромобили. В основном это бюджетные подержанные Nissan Leaf из США (85%), средний возраст которых четыре года.

Хотя это менее 0,5% всех легковушек в Украине (всего их у нас около 7 млн), но темпы роста впечатляют – за девять лет в 30 раз. Если так пойдет дальше, то к 2030 году у нас в стране будет почти миллион электрокаров или около 15%. Впрочем, оценки экспертов этого рынка более сдержанны: 37 тыс. шт. к концу этого года и 246 тыс. шт. в 2024 году.

Чем электрокары лучше

Чем привлекают покупателей продавцы электромобилей?

Главных козыря четыре:

  • экологичность, так как нет вредных выбросов двигателя;
  • безопасность по причине отсутствия легковоспламеняющегося топлива;
  • долговечность плюс дешевое техобслуживание, которое при правильной эксплуатации надо проводить вдвое реже, чем у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания;
  • дешевизна эксплуатации, так как "ток" намного дешевле нефтепродуктов.

Подсчитано, что в Украине средняя стоимость топлива на 100 км пробега для электрокаров составляет 33 грн, для авто на бензине – 275 грн, на "дизеле" и автогазе – 158 грн.

Также многие государства для стимулирования покупателей возвращают им часть стоимости, так как пока электромобили дороговаты даже для европейцев и американцев – в среднем 30-40 тыс. долларов и более. В Украине после отмены НДС на электромобили, подержанный "Nissan Leaf" можно купить за 10 тыс. долларов. Для сравнения: новая китайская Cherry Tigo 2 с двигателем внутреннего сгорания стоит 11 тыс. долларов.

Недостатки тоже есть

Главный – отсутствие достаточного количества зарядных электростанций (ЗЭС), хотя этот вопрос в последнее время стал менее острым. Зарядиться, кстати, можно и от обычной розетки, но ждать придется 8-10 часов и более.

Вторая проблема вытекает из первой: если у вас нет своего гаража или вы живете в многоэтажке, то зарядиться "от розетки" проблематично. Оставлять на ночь возле дома неохраняемый автомобиль, подключенный к электросети, небезопасно – могут угнать или обворовать. На открытых паркингах может не быть технической возможности для подзарядки.

Третье – эксплуатация аккумулятора в морозы. Если машина ночевала в не отапливаемом гараже или подземном паркинге, то емкость батареи за морозную ночь может упасть в разы, особенно, если батарея не новая. Рассчитать при этом величину пробега невозможно и есть опасность заглохнуть в любой момент. Буксировка электромобиля запрещена во избежание поломки тягового электродвигателя, поэтому без вызова эвакуатора не обойтись (услуги стоят от 15 грн/км, но оплатить надо минимум 5 км плюс 300-350 грн за вызов).

Четвертое – учитывая, что ЗЭС на автотрассах вне городов еще немного, электромобили по сути пока являются городским транспортом и больше подходят для тех, кто использует их в крупных городах. Там и ежедневный пробег в пределах емкости аккумулятора ненового электрокара (до 100 км), и с подзарядкой нет проблем.

Какой тип автомобиля вы бы предпочли?

С бензиновым двигателем
Электромобиль
Гибрид (бензин + электро)
Проголосовать

Перспективы и прогнозы

Эксперты оптимистичны: по их прогнозам, рынок электромобилей и инфраструктуры для них продолжит развиваться быстрыми темпами. Специализированных ЗЭС пока немного, хотя их становится все больше. В частности, по данным специалистов, в Украине сейчас одновременно могут зарядиться около 4000 электрокаров (на одной ЗЭС обычно 2-3 "розетки"). В основном такие станции расположены в крупных городах, но есть и на наиболее оживленных направлениях. Стоимость одного кВт∙ч на "медленной" ЗЭС в Украине (1-2 часа на зарядку) – 4,3-5,99 грн., на "быстрой" (до 30 минут) ЗЭС – до 9 грн. Многие брендовые сети по продаже нефтепродуктов уже имеют ЗЭС на большинстве своих автозаправочных комплексов.

Гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко сообщил нам, что в этом году электромобилей продано на 50% больше, чем в прошлом году, или свыше 5500 штук. Параллельно растет и количество ЗЭС, так как увеличивается спрос на них.

"Еще год назад электрокары покупали в основном в качестве второго автомобиля. То есть это люди, у которых уже есть бензиновый автомобиль для поездок по Украине, живущие в частном доме или имеющие гараж, чтобы на ночь поставить электрокар на зарядку. Сейчас такие машины все больше востребованы в частном бизнесе и у физлиц из-за своей экономичности", – говорит Олег Назаренко.

Подытожив, можно сказать следующее:

  • Рынок электромобилей в Украине и сервис-инфраструктура для них будут в ближайшие годы расширяться.
  • Пока, несмотря на протекционистские меры со стороны государства, новые электрокары стоят дорого для большинства украинцев. Например, новый электрический BMW i3s стоит почти 1 млн гривен, как и бензиновый BMW 1-й серии: 5-дверный хэтчбэк с 1,5 литровым двигателем. А сопоставимый с ним Nissan Qashqai обойдется в 460 тыс. грн. Кстати, новый "Nissan Leaf" – стоит примерно столько же. То есть пока цены не в пользу новинки. А если сравнивать с б/у автомобилями, разница в пользу традиционных машин получается еще больше.
  • На сдерживание потребительского спроса среди частных лиц по-прежнему будут влиять проблемы с зарядкой электрокаров, так как большинство владельцев лишено возможности заряжать их ночью.
  • В ближайшие год-два электрокары из-за их дешевизны в эксплуатации и обслуживании будут покупать, прежде всего, бизнес-структуры, у которых, в отличие от физлиц, нет проблем с зарядкой, хранением и ремонтом.

Напомним, что с 1 июля в странах ЕС начали действовать новые правила, согласно которым электромобили заставят "рычать".

Сегодня
Енакиево
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Общество
В районе проведения операции Объединенных сил 31 марта вооруженные формирования Российской Федерации продолжили нарушать режим прекращения огня, в том числе с применением запрещенных Минскими договоренностями вооружений, - сообщили в штабе ООС. Противник семь раз обстрелял наши позиции, используя минометы калибра 120 мм, противотанковый ракетный комплекс, автоматические станковые гранатометы, крупнокалиберные пулеметы и стрелковое оружие. На вражеские воор...
Общество
На Енакиевском металлургическом заводе останавливают основные агрегаты и производственные участки. Власти группировки «ДНР» сообщают, что это делается для проведения первой части капитального ремонта. «Начиная с 25 марта целый комплекс ремонтно-восстановительных процедур будет осуществлен на филиале №2 ЗАО «Внешторгсервис» «Енакиевский металлургический завод»», - сказано в сообщении пресс-служба ЗАО "Внешторгсервис".  Для удаления взрывоопасных примесей, б...
Происшествия
30 марта в районе Донецкого аэропорта огонь уничтожил пятнадцать нежилых строений, о чём проинформировали в отделе коммуникаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Донецкой народной республики. Так, в сообщении спасателей говорится, что возгорание произошло на участке между терминалом Донецкого аэропорта и населённым пунктом Спартак, где регулярно фиксируются обстрелы со стороны Вооружённых сил Украины. Произошло возгорание сухой травы, после чего огонь...
Происшествия
В воскресенье, 29 марта, на оккупированной части Донбасса, неподалеку от захваченного незаконными группировками города Шахтерск, произошла смертельная авария, погибли четыре человека. Об этом сообщают подконтрольные боевикам СМИ со ссылкой на группировку под названием "МЧС ДНР". Так, в сообщении говорится, что на дороге Енакиево-Шахтерск-Амвросиевка столкнулись два легковых автомобиля - ВАЗ-2121 "Нива" и Dacia Logan. После лобового столкновения двух автомо...
Общество
Житель неподконтрольного украинским властям Донецка проехал по улицам города на легковом авто, побывал в супермаркете, на рынке, и рассказал, что работает, а что нет, и есть ли дефицит продуктов. Кадрами он поделился в соцсети. Дончанин проехал по ул. Университетской. Машин на дорогах немного, при этом автобусы есть. «Людей в масках не видно по городу. Кафешки открыты, в магазинах продавцов обязали надевать марлевые повязки. Слух идет о том, что скоро закр...
Общество
В «ДНР» под наблюдением медиков в инфекционных стационарах находятся больше ста человек. Случаев заболеваний COVID-19 в ДНР не зарегистрировано. Об этом сегодня, 29 марта, сообщили в «министерстве здравоохранения». Также утверждается, что первый тест на коронавирусную инфекцию COVID-19 показал отрицательный результат. Напомним, во временно неподконтрольном украинской власти Енакиево в больницу госпитализировали маму с ребенком, у которого высокая температу...
Происшествия
Во временно неподконтрольном украинскому правительству Енакиево (Донецкая область) остаются запертыми в здании стационара Детской городской больницы 79 человек. Об этом сообщает сам медицинский персонал. Врачи и пациенты не могут выйти из больницы с 23 марта и по сей день. В стационаре находятся даже мамы с грудными детьми. Из здания никого не выпускают, территория оцеплена вооруженной охраной. Причина оцепления — поступление в больницу ребенка с повышенно...
Новости компаний
Самый крупный портал рейтинга digital-агентств назвал топ-100 компаний цифрового маркетинга. На протяжении 5 лет сервис «IT рейтинг UA» облегчает работу по поиску компании для выполнения digital-услуг.  Каждый год обновляется рейтинг с самыми лучшими компаниями Украины, которым вы сможете доверить любую задачу. Методология рейтинга тут: https://it-rating.in.ua/methodology-rating В рейтинг Топ-100 digital-агентств Украины за 2019 год вошла компания PAVLOV.U...
Общество
С начала 28 марта в опубликованной в 18:04 сводке пресс-центр Объединенных сил зафиксировал десять обстрелов российскими оккупантами украинских позиций на Донбассе. Почти все на счету террористов ДНР. По укреплениям Вооруженных сил Украины у Красногоровки под Донецком враг выпустил 24 мины калибра 120 миллиметров. У Водяного под Мариуполем – еще 23 мины калибра 120 и 82 мм; их же обстреливал из автоматического станкового гранатомета и крупнокалиберных пуле...