Электромобили: за и против

Все больше украинцев, желающих купить или обновить свой автотранспорт, выбирают электромобили. Об этом шла речь на проходящей в Киеве ежегодной конференции Petroleum Ukraine-2019. По словам экспертов авторынка, это мировая тенденция, хотя процент е-машин пока небольшой. Но темпы роста впечатляют – десятки процентов ежегодно. Чем выгодны такие машины, какие у них недостатки и какие перспективы развития у нас рынка электромобилей, выяснили журналисты сайта "Сегодня".

Где больше ездят на электрокарах

Как рассказал глава первой украинской сети электрозаправочных станций ТОКА Стефан Благовисный, эра электромобилей в мире по-настоящему началась в 2005 году. Тогда была продана тысяча таких машин, причем в основном гибриды, то есть имеющие и бензиновый, и электрический двигатель. Ныне больше востребованы "чистые" электромобили. В 2010 году по дорогам планеты ездило уже 300 тыс. штук е-машин, в 2016-м – 800 тыс., в 2017-м – 1,3 млн, в 2018-м – 2,1 млн. Это 2,2% общего количества всех проданных автомобилей, то есть темпы прироста составили более 50% в год.

Сейчас в мире 7,9 млн электрокаров, но с каждым днем их становится все больше. Эксперты выделяют три главных региона распространения: Европа и США примерно по 2 млн шт., Китай – 4 млн. По оптимистическим прогнозам производителей электрокаров, через 10 лет в мире будет 120 млн таких машин или в 15 раз больше, чем сейчас. Из них в Китае – 74 млн шт. (рост в 18,5 раз), в Европе – 28 млн шт. (рост в 14 раз), в США – 18 млн (рост в 9 раз).

Украина: темпы роста зашкаливают

Украинцы все активнее пересаживаются на электрокары. Украина по темпам прироста электромобилей занимает шестое место в Европе. Если в 2010 году эти машины были в нашей стране редкостью, всего 1000 шт., из них чистых электрокаров – 270, то в 2018 году их было уже 30 тыс., в том числе 15,5 тыс. – чистые электромобили. В основном это бюджетные подержанные Nissan Leaf из США (85%), средний возраст которых четыре года.

Хотя это менее 0,5% всех легковушек в Украине (всего их у нас около 7 млн), но темпы роста впечатляют – за девять лет в 30 раз. Если так пойдет дальше, то к 2030 году у нас в стране будет почти миллион электрокаров или около 15%. Впрочем, оценки экспертов этого рынка более сдержанны: 37 тыс. шт. к концу этого года и 246 тыс. шт. в 2024 году.

Чем электрокары лучше

Чем привлекают покупателей продавцы электромобилей?

Главных козыря четыре:

  • экологичность, так как нет вредных выбросов двигателя;
  • безопасность по причине отсутствия легковоспламеняющегося топлива;
  • долговечность плюс дешевое техобслуживание, которое при правильной эксплуатации надо проводить вдвое реже, чем у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания;
  • дешевизна эксплуатации, так как "ток" намного дешевле нефтепродуктов.

Подсчитано, что в Украине средняя стоимость топлива на 100 км пробега для электрокаров составляет 33 грн, для авто на бензине – 275 грн, на "дизеле" и автогазе – 158 грн.

Также многие государства для стимулирования покупателей возвращают им часть стоимости, так как пока электромобили дороговаты даже для европейцев и американцев – в среднем 30-40 тыс. долларов и более. В Украине после отмены НДС на электромобили, подержанный "Nissan Leaf" можно купить за 10 тыс. долларов. Для сравнения: новая китайская Cherry Tigo 2 с двигателем внутреннего сгорания стоит 11 тыс. долларов.

Недостатки тоже есть

Главный – отсутствие достаточного количества зарядных электростанций (ЗЭС), хотя этот вопрос в последнее время стал менее острым. Зарядиться, кстати, можно и от обычной розетки, но ждать придется 8-10 часов и более.

Вторая проблема вытекает из первой: если у вас нет своего гаража или вы живете в многоэтажке, то зарядиться "от розетки" проблематично. Оставлять на ночь возле дома неохраняемый автомобиль, подключенный к электросети, небезопасно – могут угнать или обворовать. На открытых паркингах может не быть технической возможности для подзарядки.

Третье – эксплуатация аккумулятора в морозы. Если машина ночевала в не отапливаемом гараже или подземном паркинге, то емкость батареи за морозную ночь может упасть в разы, особенно, если батарея не новая. Рассчитать при этом величину пробега невозможно и есть опасность заглохнуть в любой момент. Буксировка электромобиля запрещена во избежание поломки тягового электродвигателя, поэтому без вызова эвакуатора не обойтись (услуги стоят от 15 грн/км, но оплатить надо минимум 5 км плюс 300-350 грн за вызов).

Четвертое – учитывая, что ЗЭС на автотрассах вне городов еще немного, электромобили по сути пока являются городским транспортом и больше подходят для тех, кто использует их в крупных городах. Там и ежедневный пробег в пределах емкости аккумулятора ненового электрокара (до 100 км), и с подзарядкой нет проблем.

Какой тип автомобиля вы бы предпочли?

С бензиновым двигателем
Электромобиль
Гибрид (бензин + электро)
Проголосовать

Перспективы и прогнозы

Эксперты оптимистичны: по их прогнозам, рынок электромобилей и инфраструктуры для них продолжит развиваться быстрыми темпами. Специализированных ЗЭС пока немного, хотя их становится все больше. В частности, по данным специалистов, в Украине сейчас одновременно могут зарядиться около 4000 электрокаров (на одной ЗЭС обычно 2-3 "розетки"). В основном такие станции расположены в крупных городах, но есть и на наиболее оживленных направлениях. Стоимость одного кВт∙ч на "медленной" ЗЭС в Украине (1-2 часа на зарядку) – 4,3-5,99 грн., на "быстрой" (до 30 минут) ЗЭС – до 9 грн. Многие брендовые сети по продаже нефтепродуктов уже имеют ЗЭС на большинстве своих автозаправочных комплексов.

Гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко сообщил нам, что в этом году электромобилей продано на 50% больше, чем в прошлом году, или свыше 5500 штук. Параллельно растет и количество ЗЭС, так как увеличивается спрос на них.

"Еще год назад электрокары покупали в основном в качестве второго автомобиля. То есть это люди, у которых уже есть бензиновый автомобиль для поездок по Украине, живущие в частном доме или имеющие гараж, чтобы на ночь поставить электрокар на зарядку. Сейчас такие машины все больше востребованы в частном бизнесе и у физлиц из-за своей экономичности", – говорит Олег Назаренко.

Подытожив, можно сказать следующее:

  • Рынок электромобилей в Украине и сервис-инфраструктура для них будут в ближайшие годы расширяться.
  • Пока, несмотря на протекционистские меры со стороны государства, новые электрокары стоят дорого для большинства украинцев. Например, новый электрический BMW i3s стоит почти 1 млн гривен, как и бензиновый BMW 1-й серии: 5-дверный хэтчбэк с 1,5 литровым двигателем. А сопоставимый с ним Nissan Qashqai обойдется в 460 тыс. грн. Кстати, новый "Nissan Leaf" – стоит примерно столько же. То есть пока цены не в пользу новинки. А если сравнивать с б/у автомобилями, разница в пользу традиционных машин получается еще больше.
  • На сдерживание потребительского спроса среди частных лиц по-прежнему будут влиять проблемы с зарядкой электрокаров, так как большинство владельцев лишено возможности заряжать их ночью.
  • В ближайшие год-два электрокары из-за их дешевизны в эксплуатации и обслуживании будут покупать, прежде всего, бизнес-структуры, у которых, в отличие от физлиц, нет проблем с зарядкой, хранением и ремонтом.

Напомним, что с 1 июля в странах ЕС начали действовать новые правила, согласно которым электромобили заставят "рычать".

Сегодня
Енакиево
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии

Общество
В «ДНР» за прошедшие сутки выявили 22 новых случая заболевания COVID-19. Об этом сегодня, 7 июля, сообщает пресс-служба «минздрава ДНР». «Согласно исследованиям, проведенным 6 июля, выявлены 22 случая заболевания COVID-19. Все случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 выявлены у лиц, контактных с заболевшими ранее. Среди них 2 медицинских работника и 1 ребенок, контактный с заболевшими ранее родителями. В настоящее время состояние пациенто...
Общество
Из бюджета Донецкой области на ремонт дорог будет выделено дополнительно более 100 млн грн. Об этом сообщил председатель Донецкой облгосадминистрации Павел Кириленко, передает пресс-служба Донецкой ОГА. «Для того, чтобы восстановить все дороги области по проектно-сметной документации, и сколько реально освоить средств с привлечением подрядных строительных организаций всей Украины, – это более 1000 км дорог в год. Но всему причина – нехватка средств», – ска...
Новости компаний
Собираясь в отпуск, лучше спланировать все до мелочей, чтобы отдых прошел хорошо. Поэтому мы подготовили для вас гид по Бердянску! Тёплое море и песчаные пляжи – это далеко не всё, чем может порадовать отдыхающих курортный Бердянск. В этой статье мы расскажем, что обязательно нужно посетить в нашем городе, чтобы провести время с пользой и оставить об отдыхе в Бердянске наилучшие воспоминания. Как же сюда добраться? Предлагаем рассмотреть несколько варианто...
Общество
6 июля, в Николаевке (Донецкая обл.) состоялась передача гуманитарной помощи от Латвийской Республики и Республики Польша для гражданского населения Донецкой и Луганской областей. Об этом сообщает пресс-служба Донецкой областной государственной администрации. «Всего в Донецкую область прибыли 4 грузовика с гуманитарной помощью, в которую вошли медицинское оборудование и расходники, а также одежда для гражданского населения, страдающего от развязанного РФ в...
Происшествия
В «ДНР» в период с 4 по 5 июля произошло 9 ДТП, в которых 10 человек получили травмы, и зарегистрированы 13 ДТП без пострадавших, в которых транспорт получил механические повреждения. Об этом сегодня, 6 июля, сообщает пресс-служба «МВД ДНР». 4 июля в Енакиево при проезде нерегулируемого перекрестка 64-летний водитель мопеда Orient не уступил дорогу и совершил столкновение с автомобилем Opel Astra, который двигался по главной дороге. В результате ДТП водите...
Общество
Кинологи Донецкого пограничного отряда продемонстрировали ловкость четвероногих. Об этом сегодня, 4 июля, рассказали в Донецком погранотряде. Учебно-методические сборы с инспекторами-кинологами – это игра для служебных собак и определенное испытание для их напарников-кинологов, ведь каждое выполненное упражнение оценивается руководством службы кинологического обеспечения Донецкого пограничного отряда. Повышение теоретических и практических знаний инспектор...
Общество
В «ДНР» подтверждение о выдаче российских паспортов получили уже свыше 112 тыс. жителей. Но из-за карантина в течение трех месяцев не осуществился выезд в РФ за паспортами. Об этом сегодня, 3 июля, сообщает пресс-центр «миграционной службы ДНР». При этом за период карантина одобрение на приобретение российского гражданства получили почти 18 тыс. человек. «К моменту введения ограничений на выезд жителей ДНР в Российскую Федерацию для получения российских па...
Общество
Уникальную для Донецкой и Луганской областей операцию – эндопротезирование грудного отдела аорты – провели хирурги Дмитрий Узун и Антон Орлов в Краматорске. Об этом сообщает пресс-служба Донецкой облгосадминистрации.   Оба врача после оккупации родного Донецка поселились в Краматорске. За операцией молодых коллег, которая длилась 4 часа, следил приглашенный гость из Киева, профессор, ведущий специалист Национального Института хирургии и трансплантологии им...
Общество
2 июля в Славянске (Донецкая область) зафиксировали 24 новых случая заболевания коронавирус, из них 23 – у женщин. Об этом рассказал председатель Донецкой военно-гражданской администрации Павел Кириленко, передает Цензор.НЕТ. "Десятая смерть от COVID-19 в Донецкой области: умерла 80-летняя женщина из Славянска. Кроме того, в течение этого периода, 2 июля, подтверждены 27 новых случаев коронавирусной болезни: 3 в Марьинском районе, 24 в Славянске. Все инфиц...